Интегральный усилитель ROTEL RA-945

Жизнь после апгрейда

В жизни каждой системы наступает тот момент, когда она перестает устраивать своего владельца. Вот и наступил такой момент  когда мне потребовался более "музыкальный" усилитель, а недостатки имеющегося терпеть уже стало невозможно. После "совместного проживания" в течении двух лет ;),  Ротелю были предъявлены претензии: "смазанность" в верхнем басу, нечеткая "середина", грязноватый верх...

Здраво прикинув возможности своего кошелька и запросы я пришел к такому выводу - продать старое за полцены и купить новое, вдвое-трое дороже чем старый в "ритейле" можно, но тогда можно надолго забыть обо всех остальных увлечениях :) .  А вот провести небольшой апгрейд попробовать стоит - может и не все потеряно.

Осмотр внутренностей показал следующее:

  • коммутатор входов - электронный, КМОП ключи + дешифратор в виде м\с Toshiba TC9163

  • после коммутатора - буфер на AD712 (Analog Devices)

  • тембро-блок (отключаемый), по классической схеме (но надобности в нем нет)

  • еще один буфер на OP275 (Analog Devices)

  • регулятор громкости - классический, на недорогом моторизованном ALPS

  • усилитель мощности, также по классический схеме, причем буду утверждать и на 99% буду прав, в том, что _все_ усилители Ротель делает по одной и той же схеме (!), причем как "большие", так и "маленькие", как модельный ряд конца прошлого века, так и новые.

  • все "проходные" конденсаторы усилителя - Rubycon BlackGate серии F (неплохо)

  • питание предварительного усилителя - классический стабилизатор (стабилитрон, транзистор), емкости Panasonic серии HFQ

  • питание оконечного усилителя - 6-и амперный мост, емкости - Rubycon 8200 uF x 63V

 

Предварительный усилитель:

Электронный коммутаторы удобны, достаточно надежны и широко применяются в современных усилителях. К недостаткам оных можно отнести довольно заметный уровень вносимых ими нелинейных искажений (порядка 0.005-0.02%), зависящий от качества и величины питающего коммутатор напряжения. С этой точки зрения релейный или механический коммутатор, если он достаточно высокого качества, более предпочтителен. Замена всего коммутатора на рэлейный была признана мной дорогостоящей и нецелесообразной, потому как у меня всего один высококачественный источник - проигрыватель CD + ЦАП, которые подключены... да, да к входу "Tape". Идея проста - это самый легкий "твик", т.н. "магнитофонная петля" усилителя, снабженного переключателем "Monitor" как правило делается _минуя_ коммутатор входов. Ну а тюнер и видео-магнитофон не требуют предельно высокого качества коммутатора.

Тем не менее, я заменил в предварительном усилителе следующие компоненты:

Емкости в питании операционных усилителей сменеы с Panasonic HFQ на Rubycon BlackGate - F, снятые из усилителя мощности самого Ротеля. Вообще же надо сказать, что емкости Panasonic по качеству вполне сравнимы в BlackGate "стандартной" серии с той лишь разницей, что Panasonic дает более детальный "верх" и "сухой" бас, а BG-Standart - более "теплую" середину. Менять их стоило исключительно на серию BG-F, специально разработанную для применения в источниках питания. Серия "F" имеет низкое значение эквивалентного сопротивления (E.S.R.) и в настоящее время не выпускается (видимо ROTEL имеет некоторые ее запасы), на смену этой серии выпускается улучшенная серия FK.

Несомненно подлежали замене и не самые лучшие со "звуковой" точки зрения операционные усилители производства Analog Devices. Сначала я использовал Burr-Brown OPA2604, но и они оказались "не на высоте". Итогом стало применение "сборок" из одинарных OPA627AU. Только не нужно убеждать меня в том, что AD круче BB - каждый выбирает тот звук, который ему нравится и который больше _подходит_ к звучанию данного усилителя. Я выбрал для "жесткого" Rotel "теплое" и "мягкое" звучание ОРА627.

При замене ОУ выяснился один нюанс - установочные размеры под ОУ на плате несколько "нестандартны", поэтому впаять цанговые панельки оказалось затруднительно. Пришлось изготовить переходники с расстоянием между рядами ножек также нестандартным - специально под Rotel.

Теперь один из важным моментов. Все проходные конденсаторы предварительного усилителя сменены с BG-F 10uF\50V на BG-N 10uF\50V. Обошлось недешево, надо сказать. Но! Дело в том, что серия F (и FK тоже) показывает свое преимущество при разности потенциалов между обкладками не менее 8-10В, а такового надо сказать не имеется. "Неполярные" конденсаторы BlackGate _не требуют_ никакого поляризующего напряжения вообще (см. информацию о конденсаторах на сайте у производителя), что как оказалось важно.

Учитывая, что конденсаторы Rubycon BlackGate крайне недешевы (во- первых: продукция не массовая, во- вторых - это _запатентованное_ изобретение) и многие из читающих этот сайт не могут поэксперементировать с этими замечательными компонентами я хотел бы внести некоторую ясность: очень часто я встречал и встречаю мнение, что подобные компоненты - фикция, призванная вытянуть побольше денежек из кошелька. Как правило, сторонники "отрицающих" использование аудиофильских комплектующих никогда не читали хотя бы два вот этих материала:

Вопрос о стоимости  - я не рассматриваю. Рынок, однако. Как его формируют - так он и складывается. Для меня важно только одно - есть места в аппаратуре, где проще применить пару дорогих конденсаторов, чем изобретать схему, позволяющую отказаться от их использования. На вопрос о применении в данном аппарате (Rotel) отвечу - мне так было проще, чем делать новый регулятор громкости.

 

Усилитель мощности:

Вот ниже его схема. За исключением двух конденсаторов - Rotel - 945, а реально это из сервис-мануала на 850-ую модель. Как видим - снова "классика", причем далеко не самая "продвинутая". Диф. каскад (обратим внимание) на транзисторах "прямой" проводимости (PNP). Сам усилитель - не симметричный, выход - транзисторы включены по схеме с "общим эмиттером". Правда разработчики знают о "болезнях" таких схем и несколько "неуклюже" пытаются скомпенсировать разницу в скоростных характеристиках транзисторов разной проводимости.

Схема содержит: диф. каскад - Q602, Q606; генераторы тока - Q604 и Q608, Q610, усилитель напряжения - Q612, фазоинвертор - Q616, Q618, усилители тока - Q620, Q624, Q622, Q626 и цепь смещения - Q614. Выходные транзисторы включены параллельно - парами, так достигается низкое выходное сопротивление и высокий "демпинг"-фактор, которым потом хвалятся в рекламных проспектах.

Изменять схемотехнику УМ я естественно не стал. Снова пригодились замечательные конденсаторы ;). Входной конденсатор заменен на BG-N, это уже понятно. Теперь поясню почему нужно заменить на неполярный BG-N С608. Это конденсатор в цепи общей ООС усилителя. Шунтирующего его 1000пФ-дного у меня в усилителе не было (шунт дает улучшение частотных свойств цепи на ВЧ, что при изначальном применении  BG-F вобщем и не сильно нужно было). Однако когда мы применяем обычный конденсатор, то на слабых сигналах он имеет потери, вызванные поляризацией диэлектрического слоя и значительные (для слабых сигналов в цепи ООС) искажения (т.е. по сути неверную информацию для цепи ООС). Применяя BG-N мы если и остаемся "жить" вместе с ООС, которую так не любят аудиофилы, но по крайней мере она хоть работает значительно лучше, правильней я бы сказал.

Еще одно действенное решение, которое я предпринял - поставил C614, которого изначально у меня тоже не было. Этот конденсатор иногда не встретишь в усилителях. Его назначение - шунтировать по переменному току хоть и низкое, но сопротивление коллектор-эмиттер транзистора Q614. Jelmax, производитель чудесных конденсаторов, называет этот конденсатор "двигателем жизни" (Vita- drive circuit). Правда рекомендует ставить туда конденсатор емкостью не менее 470 (!!!) uF и естественно - неполярный. Я ограничился BG-NX 100uF\6.3V.

 

Блок питания

Здесь произошли следующие изменения: диодный мост сменен на дискретные диоды с предельно малым (написано, что его вообще нет) временем обратного восстановления на основе карбида кремния производства Infineon - SDT04S60, это сильно добавило "динамики" усилителю.

Второй и очень важный твик - шунтирование емкостей питания УМ сборкой конденсаторов 2х3,3 uF из металлизированного полипропилена и фольговых MultyCap RTX по 0,15 мкФ. Шунтирование "малюсенькими" емкостями по 0,1-0,47 мкФ - _НИЧЕГО НЕ ДАЕТ_ (!!!) - они просто не в состоянии замкнуть через себя тот ток, что проходит через выходные транзисторы и потому в _сильноточных_ цепях не эффективны. Оптимальная, подобранная опытным путем, величина шунтирующих конденсаторов - 0,001 от емкости электролитического конденсатора. Результатом такого вмешательства стала очень приятно выраженная "середина" звукового диапазона и "кристальный верх" (спасибо MultyCap RTX). Проделайте этот твик - не пожалеете.

 

Итоги

В итоге "сухой" остаток. Потрачено относительно немного денег, которых явно не хватило бы на покупку нового аппарата :(
Однако вместе с тем я получил новое, более детальное,  более динамичное и цельное звучание от своего "старого" усилителя. :) Самое, наверное, ценное впечатление - это отсутствие желания "заменить" его, на что-то более дорогое и _относительно_ доступное.
 Звучание полностью меня устраивает (в рамках ценовой категории усилителя, конечно), разрешающая способность возросла настолько, что вполне позволяет мне наслаждаться звуком моего нового цифро-аналогового преобразователя ;)

 

На главную! >>>