Проигрыватель ROTEL RCD-951

Большие проблемы бюджетных CD и способы их решения

Однажды мне довелось послушать и посмотреть внутренности Sony CDP-897, принадлежавшего одному моему знакомому. В сущности чем был бы интересен бюджетный проигрыватель известного бренда? А интересен он был тем, что был "твикнут" и для своей бюджетной категории звучал весьма и весьма недурно. Достаточно ясный звук, легкость воспроизведения (следует понимать как отсутствие "каши") - вот те моменты, которые отличали данный образец от более продвинутых собратьев в линейке аппаратов Sony и ближайших аналогов от других брендов.

Надо сказать, что владелец (он же и главный естествоиспытатель аппарата) человек несильно искушенный в электронике (паяльник держать умеет, что такое измерительный прибор - знает, ну и не более того). Что же заставило весьма посредственный аппарат звучать "на голову выше" аналогичных? Ответ был найден после вскрытия:

После осмотра было обнаружено значительное количество конденсаторов BlackGate в основном серии N, дополнительно установленные трансформатор и плата блока питания +5В, а также генератор (он же MasterClock), выходные ОУ на панельках-переходниках и кусочки демпфирующего материала, наклееные в различных частях корпуса.

В принципе ничего нового я для себя не открыл - вполне обычные забавы твикера. Поскольку я вполне представляю, что дает тотальная замена конденсаторов "общего применения" на аудиофильные, то непонятным остался вопрос: "Откуда ж такая <легкость> и <разборчивость>?".

На примере собственного Rotel-951 попытаюсь показать как добится максимальной отдачи от твика бюджетных моделей CD.

 

Таким был мой проигрыватель до глобальной переделки. К сожалению фото "девственного" аппарата не сохранилось... Я немного "поигрался" с ОУ и установил мастер-клок LC-Audio XO2, который прижился в аппарате и менять его на что-то более "продвинутое" я не стал.

 

Механическое демпфирование и что оно дает.

CD-проигрыватели высшей ценовой категории как правило выполнены очень внушительными и массивными. Как правило это не случайно. Если оставить в стороне "внушительность" как элемент дизайна, то массивность и жесткость конструкции позволяет как снизить чувствительность аппарата к вибрациям, так и гасить вибрации, создаваемые вращающимся диском.

Вибрации при работе проигрывателя воздействуют на элементы схемы проигрывателя. Например очень сильно подвержены влиянию такие элементы как конденсаторы: в керамических дисковых возникают пьезоэффекты, а в электролитических - модуляция сигнала.

Чтобы погасить нежелательные вибрации корпуса я использовал материал из автомобильной промышленности - Dynamat. Данный материал является вибропоглотителем - т.е. преобразует энергию механических колебаний в тепло. Как видно на фото, обработке подвергалось основание проигрывателя и верхняя крышка. Важные условия оклейки: материал не должен ухудшать механическую прочность корпуса (не должен попадать на стыки металлических конструкций) и не должен препятствовать охлаждению аппарата (закрывать вентиляционные отверстия). Соблюдайте принцип разумной достаточности!

 

 

Отдельный блок питания для двигателей привода

Основной источник джиттера в практически любом современном проигрывателе - коллекторный двигатель привода диска, который порождает сильные низкочастотные и высокочастоные помехи в цепях питания. Избавиться от этих помех крайне затруднительно, особенно при общей тенденции производителей экономить на массогабаритных показателях питающего трансформатора (как правило и единственного). Практическое решение проблемы - дополнительный источник питания с собственным трансформатором питающий исключительно двигатели приводов. Место для установки такого источника я выбрал на месте штатного фильтра питания проигрывателя.

Как видно я сохранил и сам фильтр и разместил дополнительный БП с мощными диодами и стабилизатором на LT1085.

 

Дальше! >>>