Audio Alchemy

Digital Transmission Interface Pro-32

Продолжая знакомиться с продукцией Audio Alechemy (USA) мне удалось заглянуть внутрь еще одного крайне интересного устройства - DTI Pro-32. DTI - Digital Transmission Interface.

Что это за устройство? Ориентируясь по внутреннему устройству можно утверждать, что это:

  • Медиа-конвертор (вход - SPDIF, TOSLINK, I2S; выходы - I2S, TOSLINK, AES\EBU, SPDIF)

  • Джиттер-подавитель (внутри обнаружены кварцы и элементы ФАПЧ)

  • DSP (цифровой сигнальный процессор)

 

 

Внутри устройства обнаружились:

  • CS8412 - ресивер
  • CS8402 - передатчик
  • кварцевые генераторы и элементы ФАПЧ
  • TMS32003  - сигнальный процессор производства Texas Instruments и ПЗУ с микропрограммой для него.
  • интегральные стабилизаторы в ассортименте ;)

 

Эта часть устройства отвечает за прием цифрового сигнала через различные интерфейсы, за это отвечает цифровой приемник CS8412. А также дальнейшую передачу цифрового сигнала через специализированный передатчик CS8402. Максимальная частота дискретизации для этого набора микросхем - 48кГц.

Также замечены кварцевые генераторы и некоторые микросхемы, наличие которых, предполагает наличие системы ФАПЧ (фазовой автоподстройки частоты). Подобная деталь позволяет отнести устройство к классу "джиттер-подавителей".

Ну и _самая_интересная_деталь в этой коробочке. Конечно же цифровой сигнальный процессор от Тексас Инструментс - TMS32003, работающий с тактовой частотой 40МГц.

Каково же назначение? Насколько я разобрался, назначение процессора - преобразование 16-битного потока данных в 20-битный, причем собственно обработка производится в 32-х битной системе (поэтому в названии есть число "32"). Хоть я и не читал про назначение этого устройства, скажу, что наверняка это будет что-то вроде: "Использование сигнального процессора позволяет преобразовывать 16-битный поток в истинный 20-битный, т.е. в такой, который используется в студийных цифровых системах. Естественно обещаются  - самое, самое, самое... " :)

Поскольку это устройство предназначено для работы в составе комплекта с Audio Alchemy DAC DDE v. 3.0, то разумно предположить, что поступающий 20-битный поток данных на ЦАП не претерпевает преобразования в 20-бит цифровым фильтром PMD100. PMD100 всего лишь производит 8-ми кратный оверсемплинг и декодирование HDCD.

Такое решение отнюдь не ново для цифрового аудио, достаточно вспомнить, что существуют такие фирменные алгоритмы обработки как Alpha-processing (DENON), K2 (JVC), Pro-BIT (YAMAHA), Super Bit Mapping (SONY). Справедливости ради следует сказать, что нравятся подобные вещи не всем аудиогурманам. Следует также упомянуть, что если фирменная реализация алгоритма Вас не устроит, то можно написать свою :). Тем более, что средства для этого у славной фирмы Texas Instrumens есть, и ими можно воспользоваться, а процесс замены алгоритма предельно прост - нужно прошить новую микропрограмму в ПЗУ и сменить чип.

К недостаткам данного устройства я бы отнес следующие моменты:

  • всего одна программа обработки

  • нет никаких возможностей для корректировки работы алгоритма

Правда следует отметить, что устройства лишенные таких недостатков есть. Но цена...

Занимательные эксперименты.

Они потому занимательные, что тестировал я это устройство в комплекте с Pure III SSE. А этот ЦАП поддерживает поток данных до 18-бит. При подаче потока с разрядностью данных свыше 18-бит происходит усечение до 18-бит. Т.е. звук на выходе ЦАП появляется, но качество его не максимально ;(.

Примечание: В переписке с Питером Квортрупом (владелец Audio Note UK) я обращал внимание на тот факт, что недопустимо заявлять в рекламных брошюрах полную совместимость ЦАПов DAC 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5, производимых Audio Note UK, с форматом 24\96. Вместо "full compatible" следовало бы писать только "compatible". Но коммерция превыше всего :). Не верьте!

Естественно, что PURE III SSE звучал более живо и приятно без использования DTI Pro-32. При прохождении сигнала через DTI звучание теряло прозрачность и остроту.

Зато мне удался другой замечательный эксперимент. А именно я провел серию прослушиваний используя возможность DTI менять абсолютную фазу сигнала (0 и 180 градусов). В связи с чем могу ответить на вопрос: "Зачем это нужно?".

Ответ гласил: "Абсолютная фаза сигнала оказывает влияние на звучание некоторых акустических инструментов". В подтверждение тому я использовал тестовый диск, подготовленный известным звукорежиссером Аланом Парсонсом (Alan Parsons & Stephen Court, A Harman International Company). На диске есть полтора десятка треков со звучанием различных инструментов (как электрических, так и акустических). И вот что я заметил:

  • звучание пиано, акустических гитар с нейлоновыми и стальными струнами весьма отчетливо менялось при разных положениях переключателя фазы

  • звучание электрической гитары, флейты, саксофона менялось крайне незначительно, по крайней мере я не могу утверждать достоверно

  • звучание электронных инструментов не менялось совсем

На главную! >>>